Отчёт педагога-психолога о проделанной работе первое полугодие 2021-2021 учебный год. » КГУ «Общеобразовательная школа №187 » Управления образования г.Алматы
Алматы қаласы
Білім басқармасының
"№187 жалпы білім беретін мектеп"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(72636) 43-50-93
Есепші бөлімі:
+7(72636) 23-11-37
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » Отчёт педагога-психолога о проделанной работе первое полугодие 2021-2021 учебный год.
31
декабрь
2021

Отчёт педагога-психолога о проделанной работе первое полугодие 2021-2021 учебный год.

Наурызбайский   район      КГУ «ОШ № 187»



Отчёт педагога-психолога о проделанной работе

           первое полугодие  2021-2021 учебный год.

                                      1-11 классы








            Педагог-психологи:                            Башарова А.С. 

                                                                      Анарбекова А.К. 


Основной целью психолого-педагогической службы в школе является:

создание благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса; своевременная психологическая помощь всем участникам образовательного процесса  .

В соответствии с этим можно выделить основные задачи, стоявшие перед психолого-педагогической службой на учебный год:

● определение индивидуальных особенностей детей на каждом возрастном этапе и их учет при построении образовательной стратегии учреждения;

● проведение адаптационных мероприятий с обучающимися, формирование благоприятного психологического климата в коллективе;

● помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально- волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

● осуществление целенаправленной систематической работы по предупреждению возможных психологических проблем у обучающихся, возможных правонарушений;

● взаимодействие с педагогическим коллективом образовательного учреждения в гармонизации социально-психологического климата; оказание консультативной помощи в решении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса;

● оказание психолого-педагогической поддержки семьям обучающихся, в целях реализации принципа взаимодействия, т.е. обеспечения комплексного подхода в организации воспитательно-образовательного процесса.


Направления работы педагога-психолога:

1. Диагностическая работа;

2. Коррекционно-развивающая;

3. Консультативно-просветительская;

4. Организационно-методическая.

5. Диагностическая работа

6.  Аналитические отчеты о деятельности психологической службы за год.

  • Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников и пятиклассников.


  •  Психологическая помощь учащимся 4-х классов в период подготовки к переходу в среднюю школу.


  •  Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении.


  •  Психологическая помощь учащимся выпускных классов в подготовке к экзаменам, ЕНТ.


При реализации диагностического направления были выполнены следующие мероприятия: Диагностическая работа проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов, учеников, родителей. В течение первого полугодия проведена диагностика:

  • готовности к школьному обучению 1  класса;
  • адаптации к условиям в школе 1, 5 классов для уточнения результатов трудных учащихся и учащихся групп риска:
  • учеников с повышенной тревожностью,

учеников с проблемами в обучении,

  • учеников с поведенческими проблемами.

1.Первичная диагностика первоклассников с целью определения уровня школьной готовности, использовался тест Керна-Йерасика (сентябрь). Анализируя результаты исследования первоклассников по методике Керна-Йерасика было выявлено, что многие дети выполнили все требования. В целом по результатам проведенного анализа 100% обследованных первоклассников готовы к обучению в школе, они показали средний уровень готовности к обучению. В течение  I четверти с целью выявления уровня адаптации  первого класса проведена диагностика по методикам: 

-рисунок школы;

-методика «дерево»

- вопросы по адаптации классному руководителю.





    В ходе исследования готовности были выявлены следующие результаты:

Класс

Высокий уровень готовности

Средний

уровень готовности

Низкий

уровень готовности

1 «А»

75%

21%

4%

1 «Б» 

85%

15%

-

           1 «В»

60%

40%

-

1 «Г» 

               79%

21%

-

1 «Д»

75 %

25%

-

1 «Ж»

68%

23%

9%

1 «Е»

58%

32%

10%

1 «И»

 65%

35%

-

1 «Ә»

86%

14%

-




     В ходе исследования по адаптации были выявлены следующие результаты.

Коэффициент адаптации

          1»А»

         1«Б»

 1«В»

  1 «Г»


1 «Е»

1«Д»

1«Ж»

1«И»

Ә»

полная адаптация

100%

100%

80%

75%

92%

86%

89%

90%

92%


Средняя адаптация

-

-

20%

20%

8%

10%

11%

10%

8%


Низкая адаптация

-

-

-

5%

-

4%

-

-

-


дизадаптация

-

-

-

-

-

-

-

-

-




2. Среди обучающихся 5 класса была проведена психолого- педагогическая диагностика уровня адаптации и развития. Использовались такие методики: диагностика «Изучение адаптации ребенка к школе», методика диагностики уровня школьной тревожности  (Филлиппс), определение уровня самооценки, модифицированный вариант анкета школьной мотивации  Н.Г. Лускановой, а так же анкеты «мой класс» и «цветные письма» для определения классного коллективного климата. Результаты диагностик изучения адаптации обучающихся 5 класса показали: у 87,5% обучающихся процесс адаптации прошел полно. У этих детей отмечаются положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Качественный анализ шкал показал, что 62,5% ребят легко усваивают учебный материал; прилежны; активны на уроках; внимательно слушают указания учителя; общительны, легко контактируют с детьми. У 12,5 % обучающихся процесс адаптации прошел частично. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Результаты диагностики уровня школьной тревожности показывают: 25% обучающихся характеризуется повышенной тревожностью для 25% обучающихся тревожность не характерна у 50% обучающихся состояние оптимальное Анкета школьной мотивации Лускановой показала, что у 25% обучающихся высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. У 25% ребят отмечается положительное отношение к школе, а также школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Низкая школьная мотивация наблюдается у 37,5%. Эти дети на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Негативное отношение к школе отмечается у 12,5% обучающихся. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что процесс адаптации, в основном, проходит в пределах нормы. Таким образом, можно сделать вывод о средней степени адаптации обучающихся 5 класса.




Текст опросника Филлипса

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне знаний со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты опасаешься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение остальных те ученики, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли, отвечая на уроке, ты задумываешься о том, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом



3. В октябре-ноябре в школе проходила проверка 9-го класса по адаптации обучающихся к условиям обучения с целью учёта индивидуальных особенностей и личностных качеств обучающихся, условий нормализации учебной нагрузки. Были использованы следующие методы диагностики: тест школьной тревожности Филлипса; диагностика школьной мотивации; диагностика состояния психологического климата в коллективе. Проведенный анализ результатов диагностики показал: у 62,5 % - обучающихся класса тревожность не выявлена; у 25 % - обучающихся выявлены факторы средний уровнем тревожности; у 12,5 % - обучающихся повышенный уровень тревожности выявлен по большинству факторов. Самым тревожным фактором по классу является - страх самовыражения и самооценка.



Диагностика школьной мотивации проводилась с целью определения отношения обучающихся 9-х классов к школе.

Анализ результатов диагностики определения психологического климата в классном коллективе показывает: 57,5 % обучающихся 9 класса высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся; для 37,5% - психологический климат класса, скорее безразличен, у них вероятно, есть другая группа, общение с которой для них более значимо; 5% - оценивает психологический климат в классе, как средний. По результатам работы проводились индивидуальные консультации с учениками, родителями.





4. Проводилась диагностика  и семинары тренинги консультация для   молодых специалистов .



5. В течение учебного года педагогом-психологом были проведены классные и общешкольные родительские собрания по темам:  «Возрастные особенности подросткового возраста» (родители (законные представители) среднего звена, 8-9 классы  

 «Как помочь родителям понять своего ребенка» (8   - 10   классы);

«Причины неуспеваемости ребенка» (6 «Б» класс);

«Секреты успешного родителя» (родители «группы риска»);

«Как помочь родителям понять своего ребенка», «Профилактика компьютерной зависимости» (6-7  классы).

«Психологическая поддержка выпускников», где для родителей и обучающихся разработаны информационные материалы (буклеты, стендовая информация) с рекомендациями по снижению эмоционального напряжения во время экзамена, как рационально распределить режим дня перед экзаменом, какова роль родителей при сдаче экзамена (9-е, 11-е классы).

Профилактика аутодестрруктивного поведения среди несовершеннолетних .


6. Процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) включает в себя:

Создание предметно-развивающей среды;

Материально-техническое оснащение;

Разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития;

Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях. В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу-психологу.   Речь идет именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребёнка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты. Процедура обследования учащегося с ОВЗ недостаточно проста, поэтому соблюдаются основные требования: Диагностирование проводится в тихой комнате, где ничто не отвлекает ребенка и психолога. Осуществляется   предельная  доброжелательность к ребенку, используется похвала, одобрение, независимо от результата выполнения заданий. Соблюдается объективность при диагностировании, не  оказывается помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую. Учитывается состояние здоровья ребенка на момент тестирования; если ребенок устал, ему даётся возможность отдохнуть, а затем продолжается обследование. Соблюдается этика общения с детьми и их родителями .В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением ПМПК определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются: развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции

деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации

                                        Коррекционная работа.


  В рамках психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в этом году проводились следующие мониторинги:



Методика

Всего приняли участие

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень


Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» Н.Лускановой в 4-х классах

39

2

5%

9

23%

28

72%

Методика " Социализированность личности учащегося"М.И. Рожкова в 4-х классах

39

1

3%

6

15%

32

82%

Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 4-х классах

39

-

-

7

18%

32

82%

Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 4-х классах

25

1

8%

3

12%

20

80%

Модифицированная методика "Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме"Е.В.Коротаевой в 9-х классах

36

2

6%

8

22%

26

72%

Методика "Готовность работать с информацией и информационными источниками" в 9-х классах

36

-

-

4

11%

32

89%

Методика " Социализированность личности учащегося"М.И. Рожкова в 9-х классах

36

-

-

3

8%

33

92%

Методика -опросник "Готовность подростков к выбору профессии" В.Б. Успенского в 9-х классах

36

2

6%

10

27%

24

67%

Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 9-х классах

36

-

-

5

14%

31

86%

Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 9-х классах

25

1

4%

5

20%

19

76%

Методика "Готовность работать с информацией и информационными источниками" в 11-х классах

11

-

-

4

24%

13

76%



Закрытая позиция

Пассивный участник

Активный уч-ник

Инициативн.уч-ник

Методика "Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении" Е.В. Коротаевой в 11-х классах

11

--

1

6%

10

65%

5(29%)

Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 11-х классах

11

2

12%

2

12%

13

76%

Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 11-х классах

11

-

-

3

17%

12

83%













7. В работе педагога-психолога значительное место отводится профилактической деятельности с проблемными подростками и детьми «группы риска».

Задачами этой деятельности являются:

1. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, беспризорности, наркомании, табакокурения и алкоголизма среди воспитанников группы.

2. Разъяснение существующего законодательства РК, прав и обязанностей родителей.

3. Проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками.

4. Проведение просветительской деятельности по данной проблеме.

На внутри школьном контроле в 2021-2022 учебном году состоит 1 обучающийся  за нарушение школьной дисциплины-2, неудовлетворительное поведение, противоправные действия и одна семья .

С данными воспитанниками велась индивидуальная воспитательно-профилактическая работа: осуществлялся контроль за успеваемостью и посещаемостью уроков, поведением. Заполнены дневники наблюдений, в которые была внесена информация об интересах учащихся, отношении к учебе, о взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, о занятости в свободное время.

C данными воспитанниками была проведена диагностика воспитанности.

Вся проводимая работа подчинялась следующей цели:

достичь такого уровня мотивации социально-полезной деятельности, при котором практически исключены какие-либо правонарушения или преступления со стороны воспитанников.

В течение учебного года были проведены индивидуальные профилактические беседы на актуальные темы:

1. «О кражах и их последствиях».

2. «Твои права и обязанности».

3. «Как не стать жертвой преступления».

4. «Преступление и наказание».

Общественным инспектором были проведены профилактические беседы на правовые темы, профилактику по предотвращению совершения преступлений против жизни и здоровья, имущества несовершеннолетних, правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

С целью организации полезного досуга в школе работают несколько внеурочных и спортивных секций, работа спланирована так, что подросток может посещать не одну, а несколько по своему желанию.

Внеурочная работа включает в себя несколько направлений:

общекультурное;

духовно-нравственное;

декоративно-прикладное;

социальное;

общеинтеллектуальное;

спортивно-оздоровительное.

Организационно-воспитательная деятельность проводится в тесном контакте с:

заместителем директора по воспитательной работе;

классными руководителями;

родителями.

Концепция воспитательной работы, внеучебная деятельность обеспечивает разнообразие потребностей личности воспитанников через приоритетные направления:

личностное развитие;

физическое развитие;

основы гражданского самосознания;

трудовое развитие;

социальная адаптация;

художественно-эстетическое развитие;

досуговая деятельность.


Вся работа направлена на то, чтобы способствовать воспитанию свободной, целостной личности, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой культуры, саморазвитие и нравственную саморегуляцию .поведения, соблюдающей правовые нормы

Осы беттің QR-коды:
QR-код этой страницы:

Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив