Отчёт педагога-психолога о проделанной работе первое полугодие 2021-2021 учебный год.
Наурызбайский район КГУ «ОШ № 187»
Отчёт педагога-психолога о проделанной работе
первое полугодие 2021-2021 учебный год.
1-11 классы
Педагог-психологи: Башарова А.С.
Анарбекова А.К.
Основной целью психолого-педагогической службы в школе является:
создание благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса; своевременная психологическая помощь всем участникам образовательного процесса .
В соответствии с этим можно выделить основные задачи, стоявшие перед психолого-педагогической службой на учебный год:
● определение индивидуальных особенностей детей на каждом возрастном этапе и их учет при построении образовательной стратегии учреждения;
● проведение адаптационных мероприятий с обучающимися, формирование благоприятного психологического климата в коллективе;
● помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально- волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
● осуществление целенаправленной систематической работы по предупреждению возможных психологических проблем у обучающихся, возможных правонарушений;
● взаимодействие с педагогическим коллективом образовательного учреждения в гармонизации социально-психологического климата; оказание консультативной помощи в решении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса;
● оказание психолого-педагогической поддержки семьям обучающихся, в целях реализации принципа взаимодействия, т.е. обеспечения комплексного подхода в организации воспитательно-образовательного процесса.
Направления работы педагога-психолога:
1. Диагностическая работа;
2. Коррекционно-развивающая;
3. Консультативно-просветительская;
4. Организационно-методическая.
5. Диагностическая работа
6. Аналитические отчеты о деятельности психологической службы за год.
- Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников и пятиклассников.
- Психологическая помощь учащимся 4-х классов в период подготовки к переходу в среднюю школу.
- Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении.
- Психологическая помощь учащимся выпускных классов в подготовке к экзаменам, ЕНТ.
При реализации диагностического направления были выполнены следующие мероприятия: Диагностическая работа проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов, учеников, родителей. В течение первого полугодия проведена диагностика:
- готовности к школьному обучению 1 класса;
- адаптации к условиям в школе 1, 5 классов для уточнения результатов трудных учащихся и учащихся групп риска:
- учеников с повышенной тревожностью,
учеников с проблемами в обучении,
- учеников с поведенческими проблемами.
1.Первичная диагностика первоклассников с целью определения уровня школьной готовности, использовался тест Керна-Йерасика (сентябрь). Анализируя результаты исследования первоклассников по методике Керна-Йерасика было выявлено, что многие дети выполнили все требования. В целом по результатам проведенного анализа 100% обследованных первоклассников готовы к обучению в школе, они показали средний уровень готовности к обучению. В течение I четверти с целью выявления уровня адаптации первого класса проведена диагностика по методикам:
-рисунок школы;
-методика «дерево»
- вопросы по адаптации классному руководителю.
В ходе исследования готовности были выявлены следующие результаты:
Класс | Высокий уровень готовности | Средний уровень готовности | Низкий уровень готовности |
1 «А» | 75% | 21% | 4% |
1 «Б» | 85% | 15% | - |
1 «В» | 60% | 40% | - |
1 «Г» | 79% | 21% | - |
1 «Д» | 75 % | 25% | - |
1 «Ж» | 68% | 23% | 9% |
1 «Е» | 58% | 32% | 10% |
1 «И» | 65% | 35% | - |
1 «Ә» | 86% | 14% | - |
В ходе исследования по адаптации были выявлены следующие результаты.
Коэффициент адаптации | 1»А» | 1«Б» | 1«В» | 1 «Г» | 1 «Е» | 1«Д» | 1«Ж» | 1«И» | 1«Ә» |
полная адаптация | 100% | 100% | 80% | 75% | 92% | 86% | 89% | 90% | 92% |
Средняя адаптация | - | - | 20% | 20% | 8% | 10% | 11% | 10% | 8% |
Низкая адаптация | - | - | - | 5% | - | 4% | - | - | - |
дизадаптация | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
2. Среди обучающихся 5 класса была проведена психолого- педагогическая диагностика уровня адаптации и развития. Использовались такие методики: диагностика «Изучение адаптации ребенка к школе», методика диагностики уровня школьной тревожности (Филлиппс), определение уровня самооценки, модифицированный вариант анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой, а так же анкеты «мой класс» и «цветные письма» для определения классного коллективного климата. Результаты диагностик изучения адаптации обучающихся 5 класса показали: у 87,5% обучающихся процесс адаптации прошел полно. У этих детей отмечаются положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Качественный анализ шкал показал, что 62,5% ребят легко усваивают учебный материал; прилежны; активны на уроках; внимательно слушают указания учителя; общительны, легко контактируют с детьми. У 12,5 % обучающихся процесс адаптации прошел частично. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Результаты диагностики уровня школьной тревожности показывают: 25% обучающихся характеризуется повышенной тревожностью для 25% обучающихся тревожность не характерна у 50% обучающихся состояние оптимальное Анкета школьной мотивации Лускановой показала, что у 25% обучающихся высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. У 25% ребят отмечается положительное отношение к школе, а также школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Низкая школьная мотивация наблюдается у 37,5%. Эти дети на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Негативное отношение к школе отмечается у 12,5% обучающихся. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что процесс адаптации, в основном, проходит в пределах нормы. Таким образом, можно сделать вывод о средней степени адаптации обучающихся 5 класса.
Текст опросника Филлипса
- Трудно ли тебе держаться на одном уровне знаний со всем классом?
- Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
- Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
- Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
- Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
- Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
- Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
- Случается ли с тобой, что ты опасаешься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
- Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
- Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
- Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
- Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
- Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
- Сильно ли ты волнуешься перед тем как начать выполнять задание?
- Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
- Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
- Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
- Похож ли ты на своих одноклассников?
- Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
- Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
- Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
- Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
- Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
- Часто ли мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
- Боишься ли ты временами вступать в спор?
- Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
- Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
- Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
- Как ты думаешь, теряют ли расположение остальных те ученики, которые не справляются с учебой?
- Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
- Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
- Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
- Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
- Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
- Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
- Часто ли, отвечая на уроке, ты задумываешься о том, что думают о тебе в это время другие?
- Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
- Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
- Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?
- Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
- Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
- Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
- Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
- Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
- Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
- Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
- Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
- Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
- Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
- Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом
3. В октябре-ноябре в школе проходила проверка 9-го класса по адаптации обучающихся к условиям обучения с целью учёта индивидуальных особенностей и личностных качеств обучающихся, условий нормализации учебной нагрузки. Были использованы следующие методы диагностики: тест школьной тревожности Филлипса; диагностика школьной мотивации; диагностика состояния психологического климата в коллективе. Проведенный анализ результатов диагностики показал: у 62,5 % - обучающихся класса тревожность не выявлена; у 25 % - обучающихся выявлены факторы средний уровнем тревожности; у 12,5 % - обучающихся повышенный уровень тревожности выявлен по большинству факторов. Самым тревожным фактором по классу является - страх самовыражения и самооценка.
Диагностика школьной мотивации проводилась с целью определения отношения обучающихся 9-х классов к школе.
Анализ результатов диагностики определения психологического климата в классном коллективе показывает: 57,5 % обучающихся 9 класса высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся; для 37,5% - психологический климат класса, скорее безразличен, у них вероятно, есть другая группа, общение с которой для них более значимо; 5% - оценивает психологический климат в классе, как средний. По результатам работы проводились индивидуальные консультации с учениками, родителями.
4. Проводилась диагностика и семинары тренинги консультация для молодых специалистов .
5. В течение учебного года педагогом-психологом были проведены классные и общешкольные родительские собрания по темам: «Возрастные особенности подросткового возраста» (родители (законные представители) среднего звена, 8-9 классы
«Как помочь родителям понять своего ребенка» (8 - 10 классы);
«Причины неуспеваемости ребенка» (6 «Б» класс);
«Секреты успешного родителя» (родители «группы риска»);
«Как помочь родителям понять своего ребенка», «Профилактика компьютерной зависимости» (6-7 классы).
«Психологическая поддержка выпускников», где для родителей и обучающихся разработаны информационные материалы (буклеты, стендовая информация) с рекомендациями по снижению эмоционального напряжения во время экзамена, как рационально распределить режим дня перед экзаменом, какова роль родителей при сдаче экзамена (9-е, 11-е классы).
Профилактика аутодестрруктивного поведения среди несовершеннолетних .
6. Процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) включает в себя:
Создание предметно-развивающей среды;
Материально-техническое оснащение;
Разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития;
Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях. В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу-психологу. Речь идет именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребёнка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты. Процедура обследования учащегося с ОВЗ недостаточно проста, поэтому соблюдаются основные требования: Диагностирование проводится в тихой комнате, где ничто не отвлекает ребенка и психолога. Осуществляется предельная доброжелательность к ребенку, используется похвала, одобрение, независимо от результата выполнения заданий. Соблюдается объективность при диагностировании, не оказывается помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую. Учитывается состояние здоровья ребенка на момент тестирования; если ребенок устал, ему даётся возможность отдохнуть, а затем продолжается обследование. Соблюдается этика общения с детьми и их родителями .В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением ПМПК определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются: развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции
деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации
Коррекционная работа.
В рамках психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в этом году проводились следующие мониторинги:
Методика | Всего приняли участие | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | ||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |||||
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» Н.Лускановой в 4-х классах | 39 | 2 | 5% | 9 | 23% | 28 | 72% | |||
Методика " Социализированность личности учащегося"М.И. Рожкова в 4-х классах | 39 | 1 | 3% | 6 | 15% | 32 | 82% | |||
Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 4-х классах | 39 | - | - | 7 | 18% | 32 | 82% | |||
Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 4-х классах | 25 | 1 | 8% | 3 | 12% | 20 | 80% | |||
Модифицированная методика "Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме"Е.В.Коротаевой в 9-х классах | 36 | 2 | 6% | 8 | 22% | 26 | 72% | |||
Методика "Готовность работать с информацией и информационными источниками" в 9-х классах | 36 | - | - | 4 | 11% | 32 | 89% | |||
Методика " Социализированность личности учащегося"М.И. Рожкова в 9-х классах | 36 | - | - | 3 | 8% | 33 | 92% | |||
Методика -опросник "Готовность подростков к выбору профессии" В.Б. Успенского в 9-х классах | 36 | 2 | 6% | 10 | 27% | 24 | 67% | |||
Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 9-х классах | 36 | - | - | 5 | 14% | 31 | 86% | |||
Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 9-х классах | 25 | 1 | 4% | 5 | 20% | 19 | 76% | |||
Методика "Готовность работать с информацией и информационными источниками" в 11-х классах | 11 | - | - | 4 | 24% | 13 | 76% | |||
Закрытая позиция | Пассивный участник | Активный уч-ник | Инициативн.уч-ник | |||||||
Методика "Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении" Е.В. Коротаевой в 11-х классах | 11 | -- | 1 | 6% | 10 | 65% | 5(29%) | |||
Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 11-х классах | 11 | 2 | 12% | 2 | 12% | 13 | 76% | |||
Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 11-х классах | 11 | - | - | 3 | 17% | 12 | 83% | |||
7. В работе педагога-психолога значительное место отводится профилактической деятельности с проблемными подростками и детьми «группы риска».
Задачами этой деятельности являются:
1. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, беспризорности, наркомании, табакокурения и алкоголизма среди воспитанников группы.
2. Разъяснение существующего законодательства РК, прав и обязанностей родителей.
3. Проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками.
4. Проведение просветительской деятельности по данной проблеме.
На внутри школьном контроле в 2021-2022 учебном году состоит 1 обучающийся за нарушение школьной дисциплины-2, неудовлетворительное поведение, противоправные действия и одна семья .
С данными воспитанниками велась индивидуальная воспитательно-профилактическая работа: осуществлялся контроль за успеваемостью и посещаемостью уроков, поведением. Заполнены дневники наблюдений, в которые была внесена информация об интересах учащихся, отношении к учебе, о взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, о занятости в свободное время.
C данными воспитанниками была проведена диагностика воспитанности.
Вся проводимая работа подчинялась следующей цели:
достичь такого уровня мотивации социально-полезной деятельности, при котором практически исключены какие-либо правонарушения или преступления со стороны воспитанников.
В течение учебного года были проведены индивидуальные профилактические беседы на актуальные темы:
1. «О кражах и их последствиях».
2. «Твои права и обязанности».
3. «Как не стать жертвой преступления».
4. «Преступление и наказание».
Общественным инспектором были проведены профилактические беседы на правовые темы, профилактику по предотвращению совершения преступлений против жизни и здоровья, имущества несовершеннолетних, правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
С целью организации полезного досуга в школе работают несколько внеурочных и спортивных секций, работа спланирована так, что подросток может посещать не одну, а несколько по своему желанию.
Внеурочная работа включает в себя несколько направлений:
общекультурное;
духовно-нравственное;
декоративно-прикладное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
спортивно-оздоровительное.
Организационно-воспитательная деятельность проводится в тесном контакте с:
заместителем директора по воспитательной работе;
классными руководителями;
родителями.
Концепция воспитательной работы, внеучебная деятельность обеспечивает разнообразие потребностей личности воспитанников через приоритетные направления:
личностное развитие;
физическое развитие;
основы гражданского самосознания;
трудовое развитие;
социальная адаптация;
художественно-эстетическое развитие;
досуговая деятельность.